Как работнику получить выплаты при несчастном случае на производстве?

Несчастный случай на производстве – это событие, в результате которого работник получил увечье или иное повреждение здоровья, что повлекло необходимость его перевода на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо смерть. Такое событие может иметь место (ст. 227 ТК РФ; ст. 3 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ; п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2):

  • при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя и осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем или совершаемых в его интересах как на территории работодателя, так и за ее пределами;
  • во время следования работника к месту работы (или к месту служебной командировки) или возвращения его с места работы на транспорте, предоставленном работодателем (или на личном транспорте в случае его использования в производственных (служебных) целях).

Выплаты работнику при несчастном случае на производстве

При наступлении несчастного случая на производстве работнику выплачиваются (п. 1 ст. 8 Закона N 125-ФЗ):

  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • единовременная и ежемесячные страховые выплаты;
  • дополнительные расходы, связанные с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией работника при наличии прямых последствий несчастного случая.

Обратите внимание! Отдельным категориям медицинских работников, работающим в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, выплачивается дополнительная единовременная страховая выплата (Указ Президента РФ от 06.05.2020 N 313).

Порядок получения выплат при несчастном случае на производстве

Для получения выплат при несчастном случае на производстве рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Обратитесь к работодателю за пособием по временной нетрудоспособности

Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве назначается и выплачивается территориальным органом ФСС РФ. Для его получения необходимо представить работодателю в том числе листок нетрудоспособности, оформленный медицинской организацией, и сведения о себе, если они не представлялись при трудоустройстве (ст. 6 Закона от 29.12.2020 N 478-ФЗ; п. п. 1, 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375).

Больничный лист может оформляться на бумажном носителе, а также в виде электронного документа, но только с письменного согласия гражданина и при наличии у медицинской организации и страхователя (работодателя) возможности обмениваться сведениями, необходимыми для формирования электронного больничного, в рамках соответствующей системы информационного взаимодействия. В личном кабинете гражданина на сайте ФСС РФ, доступ к нему возможен при наличии логина и пароля к Единому порталу госуслуг, а также на самом портале госуслуг доступна информация об электронных больничных. Также на Едином портале госуслуг запущен сервис электронных листков нетрудоспособности, с помощью которого можно получать оповещения об их открытии, продлении, закрытии и других изменениях (ч. 3.2 ст. 59 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; п. 1 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 01.09.2020 N 925н; п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 N 1567; Информация ФСС РФ от 07.07.2017, Информация Минкомсвязи России).

Если листок нетрудоспособности оформлен в виде электронного документа, работодателю достаточно сообщить его номер (Информация ФСС РФ).

Работодатель не позднее пяти календарных дней со дня представления вами (вашим представителем) документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты пособия, передает их вместе с другими установленными документами в территориальный орган ФСС РФ (п. 3 Положения).

Вы (ваш представитель) вправе самостоятельно обратиться в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации работодателя за назначением и выплатой пособия в случае прекращения работодателем деятельности, в том числе при невозможности установления его фактического местонахождения (п. 5 Положения).

ФСС РФ в течение десяти календарных дней после получения документов (сведений) принимает решение о назначении и выплате пособия и в этот же срок перечисляет его на банковский счет или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию (в зависимости от указанного в сведениях способа) (п. п. 7, 9 Положения).

Шаг 2. Обратитесь в территориальный орган ФСС РФ или МФЦ для получения единовременной и ежемесячных страховых выплат

Если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы результатом наступления страхового случая стала утрата работником профессиональной трудоспособности, то он имеет право на единовременные страховые выплаты и ежемесячные страховые выплаты (п. 1 ст. 10 Закона N 125-ФЗ).

Заявление на получение единовременной и (или) ежемесячной страховой выплаты можно представить непосредственно в любое ТО ФСС, по почте, через МФЦ (если между МФЦ и ТО ФСС РФ заключено соглашение о взаимодействии), а также в электронной форме через Единый портал госуслуг (п. 21 Административного регламента, утв. Приказом ФСС РФ от 20.05.2019 N 262).

При подаче заявления лично нужно предъявить документ, удостоверяющий личность заявителя (его представителя). Представитель должен предъявить также документ, удостоверяющий его полномочия (п. 18 Административного регламента N 262).

К заявлению нужно приложить следующие документы (п. 7 ст. 12, п. 4 ст. 15 Закона N 125-ФЗ; пп. “а” п. 19, пп. “а”, “в”, “г” п. 22, п. 23 Административного регламента N 262; ст. 230 ТК РФ):

  • акт о несчастном случае на производстве – в случае его оформления (если его не представил работодатель и по инициативе заявителя);
  • судебное решение об установлении юридического факта несчастного случая на производстве – при отсутствии акта о несчастном случае на производстве;
  • заключение учреждения МСЭ о степени утраты профессиональной трудоспособности (по инициативе заявителя);
  • копию трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности либо иного документа, подтверждающего трудовые отношения с работодателем;
  • справку о вашем среднем месячном заработке за период, выбранный для расчета ежемесячных страховых выплат. В случае невозможности получения вами данной справки ТО ФСС РФ направляет запрос в ТО ПФР о предоставлении сведений о ваших доходах у работодателя за год, предшествующий году, в котором произошел несчастный случай. При наличии указанных сведений ежемесячная страховая выплата исчисляется исходя из них.

Указанные документы должны быть представлены в подлинниках либо копиях, заверенных в установленном порядке (п. 21 Административного регламента N 262).

Обратите внимание! С 2021 г. на впервые поступивших на работу работников, а также тех, кто подал заявление о предоставлении им работодателем сведений о трудовой деятельности (электронной трудовой книжки), бумажные трудовые книжки не оформляются и не ведутся. Указанные сведения могут быть получены у работодателя, в ПФР, через Единый портал госуслуг или в МФЦ, если в нем реализована такая возможность. Работники, сохранившие бумажные трудовые книжки, вправе в любое время отказаться от них (ч. 4, 5 ст. 66.1 ТК РФ; ч. 2, 4 – 6, 8 ст. 2 Закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ; п. 4.15 Перечня, утв. Постановлением Правительства Москвы от 23.04.2014 N 219-ПП).

Шаг 3. Получите решение ТО ФСС РФ о назначении (уведомление об отказе в назначении) страховых выплат

Решение о назначении или об отказе в назначении страховых выплат ТО ФСС РФ принимает не позднее 10 календарных дней со дня поступления необходимых документов. Приказ ТО ФСС РФ о назначении (уведомление об отказе в назначении) страховых выплат направляется заявителю в течение трех рабочих дней со дня назначения (отказа в назначении) страховых выплат. Если документы были представлены в электронной форме через Единый портал госуслуг, то приказ или уведомление направляется заявителю в личный кабинет на Едином портале госуслуг не позднее одного рабочего дня после вынесения соответствующего решения (п. 4 ст. 15 Закона N 125-ФЗ; п. п. 13, 16, 73, 95 Административного регламента N 262).

ТО ФСС РФ перечисляет страховые выплаты в следующие сроки (п. 2 ст. 10, п. 7 ст. 15 Закона N 125-ФЗ):

  • единовременные страховые выплаты – не позднее календарного месяца со дня их назначения;
  • ежемесячные страховые выплаты – не позднее истечения календарного месяца, за который они начислены. Ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются за весь период утраты профессиональной трудоспособности со дня установления учреждением МСЭ факта ее утраты, исключая период, за который было назначено пособие по временной нетрудоспособности (п. 3 ст. 15 Закона N 125-ФЗ).

Шаг 4. Обратитесь в ТО ФСС РФ за оплатой дополнительных расходов

Если по заключению учреждения МСЭ вам потребовалась медицинская, социальная и профессиональная реабилитация, вы вправе обратиться в ТО ФСС РФ за оплатой таких расходов.

При этом нельзя получить бесплатно или на льготных условиях одни и те же виды помощи по разным основаниям, например как пострадавший от несчастного случая и как инвалид (п. 2 ст. 8 Закона N 125-ФЗ; Письмо Минтруда России от 30.11.2018 N 43268/2018).

Для оплаты дополнительных расходов соответствующее заявление должно быть подано вами (вашим доверенным лицом) на бумажном носителе или в электронной форме через Единый портал госуслуг (п. 4 ст. 15 Закона N 125-ФЗ; п. 5 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 N 286; п. п. 21, 23, 24 Административного регламента, утв. Приказом ФСС РФ от 14.05.2019 N 252).

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие расходы на осуществление социальной, медицинской и профессиональной реабилитации (п. 4 ст. 15 Закона N 125-ФЗ; п. 22 Административного регламента N 252).

Решение об оплате дополнительных расходов принимается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая, составленной учреждением МСЭ. Представлять саму программу реабилитации не обязательно (п. 5 Положения N 286; п. 25 Административного регламента N 252).

Шаг 5. Получите решение ТО ФСС РФ об оплате (об отказе в оплате) дополнительных расходов

Срок принятия решения об оплате дополнительных расходов (отказе в оплате) составляет 10 календарных дней с даты поступления в ТО ФСС РФ необходимых документов.

В течение трех календарных дней с даты принятия решения ТО ФСС РФ сообщит его вам. В случае отказа в оплате ТО ФСС РФ разъясняет причины отказа (п. 7 Положения N 286; п. п. 14, 15 Административного регламента N 252).

Выплаты денежных сумм в счет оплаты дополнительных расходов на реабилитацию пострадавшего осуществляются почтовым переводом по месту жительства либо перечислением на банковский счет, указанный вами в заявлении. Оплата производится в срок не позднее 20 календарных дней с даты принятия ТО ФСС РФ соответствующего решения, а по отдельным расходам – ежемесячно (расходы на посторонний уход) или ежеквартально (текущий ремонт транспортного средства) (п. 50 Положения N 286; п. п. 16, 76 Административного регламента N 252).

Шаг 6. Обжалуйте решение ТО ФСС РФ о размере обеспечения либо об отказе в выплате

При несогласии с размером страховых выплат либо при отказе в их назначении (оплате) вы вправе обжаловать такое решение путем подачи жалобы в вышестоящий орган ФСС, а затем в суд (п. п. 1, 2 ст. 15.2 Закона N 125-ФЗ).

Жалобу можно подать в письменном виде лично или по почте, а также в электронном виде с помощью личного кабинета на сайте Фонда, через Единый портал госуслуг либо с помощью портала системы досудебного обжалования (п. п. 4, 6 Порядка, утв. Приказом Минтруда России от 12.02.2020 N 62н).

Жалоба должна быть рассмотрена вышестоящим органом ФСС в течение десяти рабочих дней со дня ее получения. Данный срок может быть продлен, но не более чем на десять рабочих дней (п. 3 ст. 15.2 Закона N 125-ФЗ; п. п. 9, 11 Порядка).

Если вы не согласны с решением ФСС по жалобе, можно обратиться в суд (пп. 4 п. 1 ст. 16 Закона N 125-ФЗ).

Источник: www.consultant.ru

Поделиться ссылкой: