Правила применения ККТ ужесточают

Учитывая, сколько копий было сломано в минувшем году в дебатах по поводу законопроекта об ужесточении правил применения ККТ, можно было предположить, что предпринимателей обяжут печатать чеки на бумаге с водяными знаками, причем гигантским шрифтом,. Но обошлось – итоговый вариант получился достаточно «щадяшим». Но не всех.

Профильный бюджетно-налоговый комитет Госдумы выдал положительное заключение на законопроект № 500600-8 с массой поправок в закон о применении ККТ.

Обратите внимание

Чек можно будет выдавать, в дополнение к имеющимся вариантам, посредством сайта ФНС. Интернет-магазины будут, вероятно, лишены возможности присылать чеки на бумаге вместе с товаром. При регистрации ККТ разрешат не дублировать сведения, содержащиеся в сформированном отчете о регистрации. Одобренный проект содержит также множество иных поправок в закон о ККТ.

В случае принятия законопроекта сама по себе выдача чека остаётся обязательной независимо от того, попросил его покупатель или нет. Не поменяется и правило о возможности направить чек на электронку или телефон покупателя, если эти данные были предоставлены до момента расчета, также независимо от согласия покупателя.

Обратите внимание

Законопроектом вводится новый способ исполнения обязанности по выдаче чека: размещение чека на сайте налоговой и включение в него элекронной почты или номера покупателя с тем, чтобы у него была возможность получить чек. Такое также будет возможно с согласия покупателя.

Также корректируется один из существующих способов выдачи. Сейчас, если покупатель заранее предоставил свои координаты (телефон или адрес электронной почты), то продавец может направить туда, как вариант, реквизиты чека, который включён в базу на сайте или в приложении самого магазина.

После принятия законопроекта такая отправка чека будет возможной исключительно только с согласия покупателя.

То есть самого факта наличия у продавца номера телефона либо адреса электронной почты покупателя будет недостаточно. Сейчас согласие как таковое не обязательно – достаточно, чтобы у продавца была информация, куда направлять чек или данные о нем, и не важно, когда и по какому поводу эта информация была получена.

Обратите внимание

Вводятся два новых (дополнительных) способа подачи заявлений на регистрацию (перерегистрацию) и снятие с учета ККТ: через госуслуги и через изготовителя ККТ. Вдвое скоращаются сроки регистрации – с десяти до пяти рабочих дней. При регистрации разрешат не дублировать сведения, содержащиеся в сформированном отчете о регистрации, если такой отчет передан через ОФД. После замены ФН можно будет вместо заявления о перерегистрации передать через ОДФ отчет об изменении параметров регистрации. Если налоговики решат, что при этом им не хватает каких-то данных, то в перерегистрации откажут, и тогда надо будет подать заявление.

Законопроект уточняет требования к моменту выдачи чека в случае, если расчет производится без контакта продавца и покупателя, и это осталось в том же виде, в каком ранее выносилось на общественное обсуждение, несмотря на погрешность против логики. Это, вероятно, вынудит в таких случаях полностью отказаться от бумажных чеков.

Сейчас согласно пункту 5.4 статьи 1.2 закона 54-ФЗ чек должен быть сформирован (и не в любом случае передан) не позднее рабочего дня, следующего за днем расчета, но не позднее момента передачи товара. Что касается передачи (пункт 5.3) – то в указанный срок направляется только электронный вариант. Если чек бумажный, то его передача предписывается вместе с товаром или при первом взаимодействии (в случае услуги). И это не поменяется.

Обратите внимание

Но при этом в пункт 5.4 впишут «сформировать и передать покупателю (клиенту) кассовый чек (бланк строгой отчетности) по таким расчетам не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара, результатов выполнения работы, завершения оказания услуги». В этой связи совершенно непонятно, быть с бумажным чеком, если товар передается или услуга оказывается позднее следующего за расчетом рабочего дня.

Получается конструкция в стиле “почему в шапке, почему без шапки”. Впрочем, у тех, кто принимает расчеты дистанционно, остается право не печатать бумажные чеки.

И, видимо, в итоге и «чистые» интернет-магазины, и другие (кто оплату принимает без взаимодействия, а товар передает или услугу оказывает «очно», то есть, пункт 5.3 статьи 1.2) тоже перейдут на исключительно электронную передачу чеков.

Но не понятно, как быть, если покупатель не дал своего номера или электронки, хотя такие случаи при дистанционной оплате, наверное, нечасто встречаются.

Обратите внимание

Устанавливается обязанность применения ККТ посредником, тогда как сам продавец сможет обходиться без кассы. В настоящее время есть выбор: использует ли ККТ агент или непосредственно продавец.

При этом водится ряд условий. Так, продавец вправе будет не применять ККТ, если агент не является лицом, которое вправе не применять кассу, и если при этом агент по факту применил кассу, сформировал все фискальные документы, передал их в налоговую, выдал чек.

Если эти условия не выполнены, и продавец не применил ККТ, то ответственность, судя по всему, будет ложиться на продавца. Законопроект на этот случай вводит такую формулировку: «поставщик признаётся неприменившим ККТ».

Если расчёт произведён без участия комиссионера, а товары переданы с участием такого посредника, то ККТ будет обязан применить поставщик, то есть продавец.

Если, наоборот, деньги получены через комиссионера или агента, а товары переданы без его участия,, то также сам продавец обязан применять ККТ и направлять чек покупателю. Законопроект описывает также обязанности по выдаче чека для ряда других случаев взаимодействия с при помощи посредников.

Обратите внимание

Требование к высоте символов в чеке и контрастности вводить передумали.

Напомним, такое предусматривал вариант этого законопроекта, ранее выносившийся на общественное обсуждение. В законопроекте осталась лишь мысль о том, что ФНС сможет устанавливать дополнительные требования к качеству печати и размеру QR-кода на фискальных документах, а также к качеству и времени отображения QR-кода на дисплее автоматического устройства.

Появится определение расчётов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением. Это будут не только расчёты по карте, но и посредством перевода по системе быстрых платежей. И то и другое – при непосредственном взаимодействии покупателя с продавцом либо с автоматическим устройством для расчётов.

Обратите внимание

Правило о том, что ККТ должна находиться на месте проведения расчета и применяться в момент расчета тем же лицом, которое осуществляет расчет, останется только для случаев непосредственного взаимодействия покупателя и продавца. Причем, уточняется что это будет не «место осуществления расчёта», как сейчас, а место взаимодействия покупателя с продавцом. Для этих же случаев появится вариант, что ККТ может находиться в месте размещения наличных денежных средств, предназначенных для выдачи покупателю.

От обязанности применять ККТ освобождаются ИП при оказании услуг населению в сфере образования, а также физкультуры и спорта. Пока что это разрешено лишь организациям, работающим в этих сферах.

P.S. Напомним, что около года назад бизнес-сообщество в рамках такого обсуждения предлагало избавиться от выдачи чека, если покупатель его не просит. Но идея, как видим, не прижилась – в законопроект не воплощена. Весной на обсуждение выносился один вариант блока поправок в закон о ККТ, затем – другой. Тот, что был внесен в Госдуму и теперь одобрен комитетом, по большей части повторяет их, но все-таки имеет ряд существенных отличий.

Поделиться ссылкой:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *