Меры по предотвращению блокировки счетов

В последние годы банкам были предоставлены довольно широкие полномочия по предотвращению сомнительных операций. Например, в соответствии с Федеральным законом от 07.08.01 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и в соответствии с требованиями Росфинмониторинга банк должен контролировать доходы, сделки, денежные операции своих клиентов.

Проверяются все транзакции на сумму свыше 600 000 руб. В их числе – операции с наличными, переводы организаций по поручению клиента, внесение наличных в капитал, открытие вкладов за третьих лиц и т. д. Перечень документов, который требуется для разблокировки счета, может быть индивидуальным для каждого случая.

Блокировка счетов – это не российское изобретение, а международная практика, которая постоянно расширяется. Закон дает право банкам не только блокировать подозрительные операции по счетам и вкладам, но и принимать обоснованные и доступные меры по определению источников происхождения денежных средств (иного имущества). Отметим, что за неверные решения банки серьезной ответственности не несут.

Методичка

Рекомендации были подготовлены специально созданной рабочей группой, в которую вошли представители Банка России, Торгово-промышленной палаты РФ, общественных объединений “Деловая Россия” и “Опора России”, Агентства стратегических инициатив. Обсуждение и разработка документа велись на площадке Upgrade-лаборатории.

В документе поясняются права банка при выявлении операций, имеющих признаки подозрительных (сомнительных), или признаки операций, подлежащих обязательному контролю, перечисляются действия банка по истечении периода рассмотрения полученных документов и информации, а также правомочия по совершению действий в отношении клиента, имеющего повышенный уровень риска.

Разъясняется, при каких условиях от банка может быть получен отказ от проведения операций по счету или отказ от заключения договора банковского счета, какие причины могут вызвать ограничения дистанционного банковского обслуживания (интернет-банкинга). Представлены инструкции, что делать и куда обращаться предпринимателю в том или ином случае.

Методические рекомендации помогают предпринимателю понять разницу между приостановкой операций и блокированием (замораживанием) наличных и безналичных денежных средств, подозрительными (сомнительными) операциями и операциями, подлежащими обязательному контролю. Они разъясняют, как классифицируется степень риска клиента, и какие действия предпринимает банк, обнаруживший повышенный уровень его риска.

Разработчики считают, что Методические рекомендации будут способствовать повышению прозрачности при взаимодействии предпринимателей с кредитными организациями, а также повысят уровень информированности бизнеса о работе межведомственной комиссии (далее – МВК), созданной при Банке России.

Действия банка

С какими мерами кредитной организации может столкнуться клиент: блокирование (замораживание) денежных средств или иного имущества, приостановление операций с ними, отказ от проведения операции (заключения договора банковского счета (вклада).

Сомнительными могут быть признаны операции по сделкам с необычным характером; при отсутствии явного экономического смысла и очевидных законных целей; с потенциальным назначением для вывода капитала из страны, финансирования “серого” импорта, обналички и ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей.

Если операция клиента показалась банку подозрительной, то он может:
– запросить (дополнительно запросить) у него документы и информацию (например, о проводимой операции, источнике происхождения денежных средств, контрагентах, реальности ведения хозяйственной деятельности и т. д.), использовать иные источники информации;
– установить срок для представления запрашиваемых документов и информации (в соответствии с условиями заключенного договора и внутренними правилами банка);
– пригласить клиента в банк на рабочую встречу для устного разъяснения;
– выехать по месту ведения бизнеса клиента;
– дать рекомендации относительно проведения операции;
– принять решение о пересмотре степени (уровня) риска клиента.
По истечении периода рассмотрения полученных документов и информации банк может предпринять следующие действия:
– принять решение об отказе от проведения операции и направить в Росфинмониторинг соответствующее сообщение;
– принять решение о квалификации операции в качестве подозрительной и (или) подлежащей обязательному контролю и направить соответствующее сообщение в Росфинмониторинг, но провести операцию;
– принять решение о пересмотре степени (уровня) риска клиента.

В отношении клиента, имеющего повышенный уровень риска (который присваивает банк), он может осуществлять следующие действия:
– ограничить (лимитировать) дистанционное банковское обслуживание (интернет-банк) и использование банковских карт;
– проводить усиленный финансовый мониторинг в отношении такого клиента, в том числе запрашивать документы и информацию по каждой проводимой операции;
– проводить по нему усиленный финансовый мониторинг.

Банки – не враги

Банки – это не органы следствия, их задачей не является доказательство факта отмывания доходов (финансирование терроризма) клиентом. Задачей банков является осуществление контроля на основе оценки уровня риска клиентов (потенциальных клиентов), в том числе в целях обеспечения прозрачности операций, сбора и фиксации информации о них, выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что их целью является отмывание доходов (финансирование терроризма), и информирование Росфинмониторинга о них, а также применение мер, направленных на пресечение таких операций.

Банк заинтересован в том, чтобы снять на своем уровне подозрения. Поэтому в отношении подозрительных операций банк формирует запрос клиенту (потенциальному клиенту) и надеется на то, что в результате анализа представленных им обосновывающих документов и изучения более детального “портрета” клиента подозрения будут сняты.

Советы от Банка России для бизнеса

Вторая часть документа посвящена тому, что необходимо делать, если счет или конкретную операцию по нему приостановили или заблокировали. Во всех случаях совет один – как можно скорее связаться с банком, узнать, какие документы он хочет видеть и немедленно их отправить.

Для того чтобы избежать неприятностей, клиентам банка необходимо:
– своевременно сообщать банку и налоговому органу обо всех изменениях (ОКВЭД, учредители, директор, адрес фактического ведения бизнеса и т. д.);
– проверять записи в ЕГРЮЛ о месте регистрации. Налоговый орган проверяет адрес регистрации организации посредством направления письма. Если на него не было ответа в течение шести месяцев, то он имеет право ликвидировать организацию. Предварительно налоговый орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений. В таком случае необходимо обратиться в налоговый орган для удаления указанной записи из реестра;
– подробно заполнять платежные документы. Следует максимально полно указывать назначение платежа – не просто “по счету / договору №…”, а конкретно за какие виды товаров (работ, услуг) с указанием договоров, в рамках которых эти расчеты проводятся. Целесообразно попросить об этом же контрагентов;
– своевременно представлять документы по запросу банка. Следует не игнорировать запросы банка, а оперативно предоставлять необходимую информацию. При запросе банком договоров необходимо представлять не только сами договоры, но и дополнительные соглашения к ним, спецификации, товарные и транспортные накладные и иные документы, являющиеся основанием для проведения операции. Следует писать подробные письменные пояснения для банка о схеме и особенностях ведения бизнеса (если они есть), чтобы максимально раскрыть экономическую суть тех или иных операций;
– не следует дробить свой бизнес на множество разных фирм и ИП (балансодержатель, держатель контрактов, закупающая компания, продающая компания, компания, за которой закреплен штат, и т. д.). Дробление бизнеса сигнализирует о схемах, направленных на минимизацию базы, и возможных налоговых преступлениях (одно из предикатных для Закона № 115-ФЗ преступлений).

Отключение дистанционного банковского обслуживания

В Методических рекомендациях также разъясняется, при каких условиях от банка может быть получен отказ от проведения операций по счету или отказ от заключения договора банковского счета, какие причины могут вызвать ограничения в работе интернет-банкинга. Кроме того, представлены инструкции, что делать и куда обращаться предпринимателю в том или ином случае.

Отключение интернет-банкинга не является отказом от проведения операций, а всего лишь представляет ограничение способа совершения операций. Для того чтобы возобновить работу, необходимо представить банку документы, которые он затребует. Перечень документов и сроки их представления устанавливает банк, они могут различаться в зависимости от банка и отрасли, в которой работает юридическое лицо.

Напомним, что Сбербанк недавно проиграл дело в суде, касающееся ограничения распоряжения денежными средствами, находящимися на расчетном счете организации (постановление АС Московского округа от 24.06.19 № Ф05-8788/2019 по делу № А40-137121/18).

Судьи пояснили, что законодательством действительно предусмотрено право кредитной организации требовать у клиентов документы по операциям, которые кажутся подозрительными. Также банкам предоставляется право на отказ от операции, если операция (конкретная) будет признана подозрительной (например, по причине непредставления запрошенных документов).

В спорном случае организация предоставила по требованию банка большую часть запрошенных документов: счета-фактуры, акты, накладные и другие документы, подтверждающие расходование денежных средств со счета (кассовые ордера, авансовые отчеты). Также были представлены копии налоговых деклараций, документов, подтверждающих уплату налогов, информация о количестве сотрудников и подтверждение выплаты зарплаты.

Банк в одностороннем порядке заблокировал доступ к системе дистанционного банковского обслуживания по причине того, что к договорам перевозки не были представлены заявки и транспортные накладные. Причем была заблокирована не конкретная операция, а именно дистанционный доступ клиента к своему расчетному счету в целом, а организации было направлено сообщение с предложением о добровольном закрытии данного счета.

По мнению судей, такие действия банка не могут считаться правомерными. Законодательством не закреплены неограниченные правомочия кредитных организаций по блокировке доступа к счетам. Доступ может быть заблокирован в исключительных ситуациях. Например, когда будет установлено, что операции клиента действительно носят сомнительный характер, а он причастен к легализации незаконных доходов или финансированию экстремизма.

Банк не доказал, что его клиент является экстремистской организацией или фигурирует в списке террористов. Не доказал он и того, что банковские операции клиента за спорный период были запутанными, неочевидными, не имели реальной цели, а наоборот, преследовали цели по легализации денежных средств, полученных преступных путем. В связи с этим суд признал, что у банка отсутствовали законные основания для блокировки интернет-банкинга клиента.

Банк отказал: куда обращаться

Если банк направил ответ о невозможности пересмотреть свое решение об отказе на основании представленных клиентом документов, но последний убежден, что данное решение не обосновано, то ему необходимо обратиться в МВК.

Межведомственная комиссия – это коллегиальная структура (из представителей Банка России и Росфинмониторинга), созданная при Банке России в целях оценки обоснованности решений финансовых организаций об отказе от проведения операции (заключения договора банковского счета (вклада)

К заявлению в МВК необходимо приложить:

– обращение (заявление) в банк и, соответственно, ответ банка (без ответа банка “о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе”, документы к рассмотрению по существу МВК не принимаются);

– документы и сведения, установленные приложениями к Указанию Центрального банка РФ № 4760-У (включая те документы, с которыми клиент обращался в банк в целях устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе).

Комиссия рассматривает обращение 20 рабочих дней со дня поступления документов в Банк России. Далее она принимает решение: или реабилитировать клиента, или согласиться с позицией банка.

В первом случае банк снимает “санкции” с клиента в течение суток с момента решения комиссии и уже не может ему отказать в проведении заявленной операции. Решение МВК о реабилитации по одному случаю отказа в одном банке не распространяется на другие случаи, касающиеся одного и того же клиента. Банк обязан в течение одного дня после получения информации о принятии МВК решения в пользу клиента банка направить сообщение в Росфинмониторинг, который передает обобщенную информацию в Банк России, который, в свою очередь, распространяет информацию по всем финансовым организациям.

Во втором случае информация остается в “черном” списке. Банк России обновляет список неблагонадежных клиентов и регулярно рассылает его в банки, что довольно опасно и чревато последствиями для клиента. Например, в апреле 2019 г. произошла утечка, и данные о 120 000 клиентов банков из этого списка были опубликованы в сети “Интернет”.

Реабилитация бизнеса после его попадания в список Росфинмониторинга может затянуться до полугода. Все это время счета организации будут заблокированы. Причем обращение в МВК – не гарантия восстановления бизнеса: она вынесла в пользу бизнеса и физических лиц только 37% решений.

Если блокировка не снята, то получить свои деньги можно, заплатив по так называемому заградительному тарифу. В этом случае денежные средства переводятся на счет другому банку, а банк-блокировщик удерживает 15% всей суммы. Между тем и после снятия блокировки банк не возмещает клиенту убытки, вызванные его действиями.

Вывод

Документ, безусловно, заслуживает того, чтобы сохранить его на “рабочий стол” бухгалтеру. Между тем важно понимать, что это не только памятка, но и повод задуматься над особенностями собственного бизнеса и экономической сутью проводимых операций. Какими бы соблазнительными ни были условия, предлагаемые банками, важно понимать, что на данном этапе борьбы с нетрудовыми доходами они связаны приказами Банка России и не всегда могут быть на пользу клиенту.

Минфин России готовит поправки в “антиотмывочное” законодательство, в числе предложений рассматриваются уточнение критериев сомнительности операций, ускорение процедуры реанимации, возможность вести ее в электронном формате и т. п. В конце мая 2019 г. Госдума одобрила в первом чтении законопроект, который актуализирует и расширяет перечень контролируемых операций. Для каждой обозначен предел денежной суммы, при достижении которого о финансовой операции необходимо сообщить в Росфинмониторинг.

Банк России решил ликвидировать еще одну “брешь” в “антиотмывочном” законодательстве. Регулятор собирается обязать банки выяснять, кто управляет счетом юридического лица через дистанционные банковские каналы, – клиент или его представитель. Указание Банка России заставит все банки запрашивать дополнительную информацию о сотрудниках организаций, но, по мнению экспертов, вряд ли существенно поможет борьбе с отмыванием доходов (по крайней мере, до тех пор, пока регулятор не введет для физических лиц обязательную биометрическую идентификацию).

Банки должны будут идентифицировать всех физических лиц, которые от клиента – юридического лица совершают операции с использованием интернета, электронных носителей информации и других технических устройств, позволяющих получать банковские услуги дистанционно.

Проект призван исключить неверное применение банками “противолегализационных” норм, в результате которого третьи лица, уполномоченные клиентом на распоряжение его средствами через сервисы дистанционного банковского обслуживания, не идентифицируются.

Источник: Методические рекомендации для предпринимателей о блокировках счетов со стороны банков и “черных списках”

Источник: http://www.buhgalt.ru/

Поделиться ссылкой: