Информирование Росфинмониторинга о подозрительных операциях

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в российском законодательстве понимается совершение действий, направленных на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами и иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем и полученным от таких видов преступлений, как незаконная торговля наркотиками, создание фирм-“однодневок”, финансовые мошенничества и др.

Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем: сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников; создание видимости законности получения доходов; сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих сам процесс отмывания; уклонение от уплаты налогов; обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников; создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

Адвокаты, нотариусы и лица (организации и ИП), осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, предоставляют в Росфинмониторинг информацию о сделках или финансовых операциях, указанных в п. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.01 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, при наличии у них любых оснований полагать, что такие сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены для ОД/ФТ (направлены на отмывание доходов или финансирование терроризма). Напомним, что эти организации поднадзорны непосредственно Росфинмониторингу, должны встать у него на учет, иметь свой личный кабинет на сайте ведомства.

Лица, осуществляющие обсуждаемые виды деятельности, чтобы не быть вовлеченными в операции по отмыванию доходов и финансированию терроризма, обязаны (п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ): разрабатывать правила внутреннего контроля; назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля (прошедших соответствующее обучение), а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных Законом № 115-ФЗ целях; идентифицировать клиентов, установив для каждого определенный круг сведений; документально фиксировать информацию о сомнительных сделках, свидетельствующую о возможном нарушении клиентом Закона № 115-ФЗ, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Постановлением Правительства РФ от 09.04.21 № 569 утверждены обновленные Правила передачи информации в Росфинмониторинг (далее – Правила). Они вступили в силу с 23 апреля 2021 г. (постановление Правительства РФ от 16.02.05 № 82, которое ранее регулировало порядок отправки сообщений в Росфинмониторинг, утратило силу). Минфин России обратил внимание на новый документ в информационном сообщении от 27.04.21 № ИС-аудит-42.

Среди основных новаций Правил можно назвать следующие:

– сведения необходимо предоставлять только самостоятельно (ранее адвокаты и нотариусы могли это делать через свои палаты);

– уточнен перечень передаваемых сведений: дополнительно включены сведения, необходимые для идентификации представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца (ранее – сведения только для идентификации клиента);

– передавать информацию необходимо через электронное сообщение, а на материальных носителях (оптическом или цифровом) передача возможна только в случае, если не работает личный кабинет (ранее можно было выбрать способ отправки);

– детализирован порядок передачи сведений на материальном носителе. Установлено, что к нему необходимо приложить бумажное сопроводительное письмо с подписью уполномоченного лица и передать непосредственно в ведомство или отправить заказным письмом с уведомлением;

– поставлен прямой запрет на разглашение третьим лицам информации о факте передачи сведений в Росфинмониторинг (ранее подобного запрета не было).

Какие сделки находятся под контролем

Исполнять обязанность по информированию Росфинмониторинга указанные ранее субъекты должны не во всех случаях, а только когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом, перечисленные в п. 1 ст. 7.1 Закона № 115-ФЗ: сделки с недвижимым имуществом; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг; привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими; создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Что касается оказания бухгалтерских услуг, предоставлять сведения о подозрительных операциях клиентов должны только сторонние бухгалтерские организации и бухгалтеры, осуществляющие предпринимательскую деятельность, работающие на аутсорсинге. Штатные бухгалтеры и юристы, работающие в организации в качестве наемных сотрудников по трудовым договорам, сведения об операциях своих работодателей в Росфинмониторинг не представляют.

Организации и ИП обязаны выявлять операции (сделки) клиентов, подлежащие обязательному контролю. Это операции с денежными средствами или иным имуществом, сумма которых равна или превышает 600 000 руб. по операциям, перечисленным в ст. 6 Закона № 115-ФЗ; купля-продажа недвижимости стоимостью 3 млн руб. и более; некоторые операции некоммерческих организаций, хозяйствующих обществ, имеющих стратегическое значение; операции по государственному оборонному заказу и др. Контролируются сделки, если стороной операции является юридическое лицо, имеющее регистрацию или место нахождения в государстве, не выполняющем требования Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке такого государства. К таким странам, согласно приказу Росфинмониторинга от 10.11.11 № 361, относятся Исламская Республика Иран и КНДР.

Также выделяют необычные операции (сделки), в отношении которых возникают подозрения, что они совершаются для ОД/ФТ. Причем следует руководствоваться критериями и признаками необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.09 № 103. В частности, к подозрительным относятся: сделки, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; сделки, не соответствующие уставным целям клиента; операции, при совершении которых клиент отказывается представлять документы, которые необходимы для выполнения требований законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов; операции, в которых используются нестандартные или необычно сложные схемы проведения расчетов, отличающиеся от обычной практики; существенное отклонение суммы сделки относительно действующих рыночных цен, в том числе по настоянию клиента; неоправданно поспешно совершаемые операции; сделки, объектом которых являются предметы искусства; немотивированное требование клиента о расторжении договора и (или) возврате уплаченных клиентом денежных средств до фактического осуществления операции; операции по получению или предоставлению кому-либо безвозмездной финансовой помощи; совершение операции в интересах клиента, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает трех месяцев; сделки с юридическим лицом или ИП, период деятельности которых с даты государственной регистрации составляет менее одного года; многократное внесение учредителями (руководителями) денежных средств для пополнения оборотных средств организации; осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц и т. д.

Факт передачи сведений в Росфинмониторинг разглашать нельзя ни своим клиентам, ни любым третьим лицам.

Непредставление сведений о подозрительных операциях и сделках является основанием для привлечения организаций и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ (штраф до 400 000 руб.). Кроме того, нарушение может грозить административным приостановлением деятельности на срок до 60 суток. Если непредоставление сведений повлечет легализацию преступных доходов или финансирование терроризма, то действия организаций и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, будут квалифицироваться в соответствии с ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ.

Направление сведений в электронной форме

Выявив любую из указанных сделок (операций), организации и ИП должны не позднее трех последующих рабочих дней сообщить о такой подозрительной сделке или финансовой операции в Росфинмониторинг.

Как и ранее, сообщать о подозрительных сделках клиентов организации и ИП должны в электронной форме через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Направляемое электронное сообщение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

Электронное сообщение о подозрительной сделке должно включать в себя (п. 6 Правил): сведения, необходимые для идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца; вид операции (сделки) и основания ее совершения; дату совершения операции (сделки) и сумму, на которую она совершена; обстоятельства, послужившие основанием полагать, что операция (сделка) клиента осуществляется или может быть осуществлена для легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Наряду с направлением электронных сообщений через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга допускается возможность их направления через информационные системы, используемые для предоставления государственных и муниципальных услуг.

Направление сведений на физическом носителе

Если сообщение направить через личный кабинет невозможно, то до устранения препятствий предоставляется оптический или цифровой носитель информации с сопроводительным письмом на бумажном носителе (п. 8 Правил). Сопроводительное письмо подписывает собственноручной подписью руководитель организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг (ИП, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг), руководитель аудиторской организации (индивидуальный аудитор) или иное уполномоченное лицо.

Информация направляется с сопроводительным письмом на бумажном носителе непосредственно в Росфинмониторинг или заказным письмом с уведомлением о вручении.

После устранения технических неисправностей, препятствующих направлению электронного сообщения через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга, бухгалтерская организация должна будет опять перейти на предоставление сведений в электронной форме.

Поделиться ссылкой: